Принято решением педагогического совета
От 30 августа 2013 года, при согласовании
С профсоюзом школы
Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ № 152
Р.Ю.Клименко

Профессиональный кодекс этики и служебного поведения учителя (работника) ГБОУ СОШ № 152 Санкт-Петербурга

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса руководствуются в своей деятельности все учителя( работники), работающие в ОУ. Работники, сознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством призваны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности ГБОУ СОШ № 152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, своего доброго имени.

Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел 1

1.1. Источники этики учителя. Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании " и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя. При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: – гуманность; – законность; – демократичность, толерантность – справедливость; – профессионализм; – взаимное уважение, корректность и внимательность в обращении со всеми участниками образовательного процесса.

1.3 Специфика работы в ОУ

Специфика работы в ОУ предполагает самостоятельные меры по защите учащихся в опасных ситуациях.

Педагог всегда работает в коллективе, тесно связан со своими коллегами и должен уметь правильно строить отношения. Он должен уметь быстро ориентироваться в сложной ситуации, оценивать возможные варианты действий и находить наиболее правильные решения.

Поведение педагога, завуча, и любого работника ОУ и их манеры должны соответствовать той ситуации, в которой они выполняют свои обязанности.

Прежде всего, ОУ – это Дом Знаний, храм науки и культуры, и только в последнюю очередь – «учреждение по оказанию образовательных услуг».

1.4. Служебная дисциплина.

Служебная дисциплина означает соблюдение персоналом ОУ требований законов Российской Федерации, а также указаний руководства, порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий.

Руководитель ОУ несет ответственность за состояние дисциплины персонала и учащихся. Наряду с высокой требовательностью руководитель должен:

создавать необходимые условия для труда и отдыха, а также для повышения квалификации персонала;

воспитывать у сотрудников и учащихся чувство ответственности за выполнение своих обязанностей;

уважать честь и достоинство подчиненных;

обеспечивать объективность и гласность в оценке работы сотрудников и успеваемости учащихся;

не допускать зажима критики и преследования подчиненных по мотивам личного характера.

За успехи в работе рекомендуется применять разнообразные поощрения, в том числе:

объявление благодарности, выдача денежной премии;

награждение ценным подарком, грамотой;

досрочное снятие прежнего взыскания;

вручение наград и отличительных знаков системы образования.

За нарушения служебной дисциплины на сотрудников ОУ налагаются следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, штраф, лишение денежной премии, увольнение с работы.

Поощрения и дисциплинарные взыскания могут применяться руководителями и их заместителями только в пределах действующего законодательства и предоставленных им прав по согласованию с первым лицом.

Внутренний распорядок устанавливается руководством ОУ в соответствии с действующим законодательством исходя из особенностей работы и соображений безопасности и с учетом мнения коллектива.

Систематическое нарушение учебной и служебной дисциплины и мер безопасности может стать основанием для увольнения, понижения в должности, наложения иного взыскания, о чем работника следует предупредить при приеме на работу и записать в контракте (трудовом договоре).

Работник может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в ГБОУ СОШ№ 152 норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями ( заместитель руководителя) по отношению к другим работникам ( учителям), должен стремиться быть для них образцом профессионализма , безупречной репутации, способствовать формированию в организации благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями ( заместитель руководителя) призван принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему работники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Раздел 2

Личность учителя

2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников. 2.2. Учитель не должен заниматься антикультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией. В служебном поведении работник (учитель) воздерживается от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. 2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Учитель в служебном поведении воздерживается от принятия пищи во время служебных совещаний, и в процессе исполнения своих основных обязанностей ( организации учебно-воспитательного процесса в ОУ) , курения на территории ОУ. 2.5. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания. В служебном поведении работник ( учитель) воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений. 2.6. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз. 2.7. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство . В целях противодействия коррупции работнику ГБОУСОШ 152 рекомендуется не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользованием транспортом и иные вознаграждения) 2.8. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы (помещение, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальная техника, другое оборудование , почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

2.9. Учитель должен принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя ( директора школы) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

2.10. Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей должен соответствовать деловому стилю, который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность.

2.11. Банковские и иные кредитно-финансовые обязательства работника ( учителя), заключенные им вне основной работы, не должны вносить нарушения в организационные моменты учебно-воспитательного процесса и управления ОУ.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками

3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении. 3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей. 3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и

благосклонным ко всем своим ученикам. 3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной. 3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. 3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности. 3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учитель должен немедленно исправить свою ошибку. 3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения. 3.9. Учитель обязан хранить в тайне информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях. 3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ). 3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной. 3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей. 3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться без вознаграждения. 3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда. 3.18. Инициатива приветствуется. 3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия. 3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, социальным педагогом, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников. 3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.

3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях. 3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияние на оценку личности и достижений детей. 3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком. 3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества. 3.28. Учитель понимает свою социальную роль и исполняет свой гражданский долг.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ обязан оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса под роспись. 4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ при участии профсоюзного органа , а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

4.3. Кодекс вступает в силу с 1 сентября 2013 года.